Глава 11. НАКАНУНЕ

       ⇖НАЗАД                    ДАЛЕЕ...

ОСЕННИЙ ДЕНЬ

Дни становились короче и пасмурнее, а ночи – длиннее и прохладнее. Из-за окна, как обычно, выглядывал градусник, который теперь настораживал и предупреждал, что температура с каждым днем неудержимо падает и скоро вообще опуститься до нуля.
При этом дождь, скользящий по окну, то сыпал, то накрапывал, то пылил. Уже с самого утра. Шел он почти не переставая, за исключением отдельных редких перерывов, заполняя холодной влагой городок, осыпая тихими каплями дома, улицы, машины, заставляя прохожих с зонтиками подскакивать и перепрыгивать через широкие лужи.
Над домом Алеся словно застряла и кружила на одном месте промозглая облачная пелена. Она укрывала собой всю округу, привнося в жизнь уныние и печаль. И картинку эту теперь вряд ли кто-то мог внезапно изменить. Ведь, подчиняясь годовому циклу смены времен, в городок пришла последняя, неприятная, слякотно-промозглая фаза, называемая поздней осенью, после которой в права неизбежно вступит зима, с ее ледяными превращениями.
Несмотря на воскресный день, из-за непогоды у Алеся не было никакого желания покинуть дом и выйти на улицу. А посему он решил своими, все же, исправить печальную картину, в которую погрузилось все его окружение. 
         Для начала он подкатил поближе к окну широкое мягкое кресло, чтобы тусклый свет от окна хоть как-то его осветил. И сделал он это не для бесцельного времяпровождения, а для дела. Предусмотрительно укрыв ноги шерстяным пледом и расположившись в кресле покомфортнее, он взял в руки книжку в яркой обложке, которую на днях принес ему дядя Саша, и с удовольствием принялся читать.
Вскоре в пустынной комнате, заполненной с утра полумраком, незнакомые книжные образы и картины стали постепенно отрываться от страниц, оживать, витать у потолка. Вскоре они окружили Алеся со всех сторон и повели с ним увлекательный разговор. При этом, будто живые, они то плавно приближались к мальчику, то отдалялись, то сменяли друг друга, то объединялись. Вот такая вот удивительная книжка была в его руках!
Увлеченный бесшумными разговорами, бесшумными действиями героев книги, поворотами запутанного сюжета, Алесь иногда отрывал глаза от тонких строк и искоса поглядывал в серое небо. Он вглядывался куда-то вдаль, сквозь капли дождя, сквозь серые тучи.
Эти короткие перерывы требовались, чтобы на какое-то время остановиться, осмыслить и оценить прочитанное. В такие мгновения мальчик запоминал отдельные факты, имена, события, даты, меткие и умные фразы. Случалось даже, что он брал в руки маленький синий блокнотик, который подарил ему Славунча в день рождения, и делал в нем пометки. Видимо, эти записи содержали что-то важное, интересное, увлекательное.
Книга этим утром стала не только отличным решением поменять мрачную обстаноку на противоположную ей, живую и красочную. Она стала одновременно и молчаливым другом, и добрым советчиком, и мудрым учителем. А посвящена она была, естественно,..  олимпийскому движению. Теперь Алесь увлекался только этим.

НА ЗИМОВКУ

А в небе под непроглядной ватной пеленой, под нависающими свинцовыми облаками, птицы стремительно проносились над городком. В виде то ровных полосок, то уголков, а то и просто маленькими стайками они уверенно и непреклонно держали путь на юг, в далекие края, где тепло и нейдется еда. 
Те из птиц, которые были постарше, знали, что до прихода опасных холодов оставалось каких-то несколько недель, поэтому они взволнованно нащебетывали своим деткам такие фразы: 
         – Скоро вода в реках и озерах замерзнет, и землю накроет ковер из холода. Из месяца в месяц прекрасные, но не живые остроугольные снежинки будут бесшумно опускаться с небес, пока не засыпят собой леса, луга, всю землю. Все вокруг станет белым-бело. Для нас же, птиц, в этой чарующей красоте нет ничего хорошего. Потому что снег надолго спрячет от нас и воду, и еду, и тепло... А значит, задержаться с отлетом хотя бы на один день – это опасное безрассудство! Нельзя шутить с неумолимо надвигающейся бедой. Ведь у нас нет ничего, чтобы ей противостоять.Так что, улетаем! Пока не поздно! А весной, когда потеплеет, сюда обязательно вернемся. Ведь здесь наша родина...
В громком щебетании отчаянных беглецов, в этих непонятных людям птичьих словах слышалась и грусть, и волнение, и надежда.

Со своей стороны мать-Земля в конце лета и в начале осени позаботилась о пернатых, приложив для этого немало усилий и времени. Прежде всего, она хотела накормить до отвала своих непоседливых птах в канун сложного расставания. Родина хотела, чтобы остроклювые и неугомонные труженики лесов, полей и лугов благополучно добрались до мест временной зимовки и потом обязательно вернулись в родные края, к насиженным местам и гнездам.
А как без птиц обойтись? Да, никак. Поэтому перед отлетом родина, как обычно, устроила для них грандиознейший, прощальный пир. На праздничном столе чуть ли не каждый день сменялись яства и угощения. Одно за другим.
          На первое, как обычно, подавались лакомые зернышки. Для этого головки зрелых колосков, туго набитые спелыми и полезными семенами, на тоненьких стебельках раскачивались под напором ветерка, зазывая веселых прожор угоститься.   
         Кустарники и деревья, будто на ярмарке, украшенные кострами из желтых, оранжевых и даже красных листьев, приглашали пернатых отведать свои сочные и разнообразные ягоды и плоды, которые отлично шли на второе. 
          Ну а на третье, посреди желтеющей травы, а еще, и в воде, и в воздухе непрестанно шевелилась и металась мелкая, но в меру упитанная живность  любимое лакомство всех длинноклювых. В общем, каждой пичужке на этом сказочном пиру было чем угоститься. И полакомиться.
Природа знала, что момент расставания неизбежно наступит. Знала она и то, что крылатых странников впереди ждет сложное и опасное путешествие. Кому-то из их придется пережить его впервые, а для кого-то, как ни грустно, оно может оказаться последним. Так что, хорошо угоститься никогда не помешает!
Аб ово!

Всем устремившимся на юг перед дальней дорогой требовалось основательно набраться сил, запастись, как говорят, необходимой энергией. Впереди ведь всякое может произойти. А у кого мало сил... Ну, сами понимаете. Чего уж тут объяснять.

ГРУСТЬ

Алесь сквозь холодное, покрытое большими каплями оконное стекло вдруг заметил, что гнездо из сухих веток, в котором жила семья аистов, сегодня непривычно опустело. Сейчас оно напоминало не уютный домик, а скорее обыкновенную горстку хвороста, заброшенную на трубу каким-то резким порывом ветра.
Печальный вид покинутого птичьего жилища, вдруг вызвал в груди Алеся необъяснимое щемление. Такое с мальчиком случалось и раньше, когда он терял что-то дорогое, нужное. Но, вот чтобы причиной стало пустое гнездо? Никогда.
Алесь очень удивился этому состоянию. Почему? А ответ лежал на поверхности. Сжимающая грудь тоска возникла не только из-за непривычной пустоты в гнезде, но, скорее, пришла с осознанием того, что безмятежная лентяя пора вдруг закончилась, и очередной дивный год детства безвозвратно и тихо ушел. Теперь его не вернешь... Никогда.
«Вот и наши аисты улетели, – подумалось вздохнувшему с сожалением Алесю. – Теперь до первого снега месяц или полтора. А там и Новый год на носу... Ну, ничего! Со Славунчей и Чеславом на зимние каникулы мы еще какой-нибудь турнир организуем. Например, баскетбольный! Опыт-то уже есть. И немалый». 
Эти мысли мгновенно перенесли мальчика в новогодние каникулы со снежками, коньками, лыжами, фейерверками, серпантином и искрящейся мишурой...
А вот семья аистов еще не улетела, а лишь поднялась высоко в небо и вместе с сородичами плавно парила над серым городком, над мокрым пустынным лугом, который еще недавно, благодаря Алесю и его друзьям, был шумным и веселым стадионом. 
Накануне перелета птицы сбивались в стаю. Они знали, что вместе им будет легче преодолеть тяготы предстоящего долгого путешествия. Каждому известно,– объединившись, можно многое превозмочь!


       ⇖НАЗАД                    ДАЛЕЕ...

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

РУКОПИСЬ

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ

Глава 7. В ТЕМУ

Общее·количество·просмотров·страницы