Глава 4. ДРУЗЬЯ
ДВАДЦАТИМИНУТКА
В этом учебном году Алесь, как и многие его друзья, перешел в шестой класс. Перед первым уроком одноклассники дружно и громко поздравили классного руководителя с новым учебным годом и после ответного приветствия и короткого напутствия с бодрым настроем стали рассаживаться по местам.
Щелканьем замков открываемых ранцев и портфелей, а также шорохами книг и тетрадей, раскладываемых сейчас на партах, ученики незаметно для себя ознаменовали, что летние каникулы, наконец-то, закончились, и пришло время серьезно потрудиться, посвятив себя урокам, контрольным и домашним заданиям.
Всем известно, школа – это истинная кладовая знаний. А знания добываются трудом и усердием. Но, известно и то, что в стенах родной школы кроме уроков всегда найдется немало другого интересного. Так сказать, «для души». Есть тут и живой уголок с чудными живыми существами, и кружок по рисованию, и большой зеленый стол с сеткой для игры в пинг-понг. Даже есть свой школьный музыкальный ансамбль. Не удивлюсь, если кто-то скажет, что у них в школе есть бассейн, аж на четыре дорожки!
Аб ово!
Нашего Алеся помимо уроков в школе интересовал... футбол. И нет в этом ничего удивительного. Все знают, что редкий будущий мужчина равнодушен к этому виду спорта! Не ошибусь, если замечу, что среди предпочтений мальчишек лишь компьютер и гаджеты могут поделить с футболом первое место. И это – правда.
Поэтому, занимая место за партой, Алесь уже представлял себе в деталях, как вместе с другими одноклассниками выбежит на школьный дворик и поведет перед собой мяч в сторону ворот противника.
Но состоится этот мини-футбольный матч только после второго урока. Ведь вторая переменка в два раза длиннее первой и тянется все 20 минут! На первой - не успел выйти, как тут же надо бежать назад, в класс, а то опоздаешь на следующий урок. Какой же тут футбол? А вот вторая – это то, что надо. Есть время разбежаться и забить пару голов, если удастся.
Поэтому Алесь набрался терпения и ждал «правильного школьного звонка», который, словно судейский свисток, огласил бы начало желанной двадцатиминутки.
Кстати, мяч уже был в школе и лежал у ног, прямо под партой. Он, лищенный головокружительного движения, также как и Алесь томился в ожидании и грезил о второй переменке. А принес его сюда Славик, сосед по парте, с которым Алесь делит ее с первого класса.
Славик – настоящий фанат футбола. Когда по телевизору транслируют футбольный матч, от экрана его ничем не оторвать! Даже порцией мороженного. Да и папа у него под стать – истинный тифози, неизменный болельщик «Динамо».
Славик – настоящий фанат футбола. Когда по телевизору транслируют футбольный матч, от экрана его ничем не оторвать! Даже порцией мороженного. Да и папа у него под стать – истинный тифози, неизменный болельщик «Динамо».
Часто Алесь называет друга Славунчей. И неспроста. Ведь впереди, за соседней партой, сидит еще один Славик. И чтобы не путать двух Славиков, второго в классе решили назвать Чеславом, как одного известного рок-музыканта – Чеслава Немена.
Прозвище это возникло не случайно. Второй Славик, помимо учебы в школе, по вечерам ходит в местную «музыкалку», желая научился классно играть на электрогитаре, а то и, вообще, стать настоящим профессионалом, то есть посвятить свою жизнь музыке. Говорят, у него для этого есть немалый талант, и еще – «упёртая» целеустремленность. А потому Славик не противится своему прозвищу, а, наоборот, оно ему очень нравится: «Чеслав!».
Кстати, Славунча тоже не возражает, чтобы его так называли. Никто даже не помнит, когда это прозвище к нему «прилипло», но, кажется, он сам ненароком подбросил его в одном их разговоров.
С тех пор и повелось: Чеслав и Славунча. Ведь главное – не прозвище, а как ты его воспринимаешь. Не отзываешься на него, так и все быстро забывают. А отозвался – получи еще одно имя!
Аб ово!
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Общеизвестно, что время бежит неумолимо. Поэтому первой короткой переменки ждать пришлось не долго. Но как только прозвенел звонок, Славунча резко повернулся к Алесю и тут же представил новенький учебник, слегка пахнущий типографской краской.
На его черной обложке красовалась необычная цветная фотография, в центре которой виднелись пожелтевшие от времени развалины какого-то древнего храма. Уцелевшая часть анфилады, состоящая из нескольких высоких колонн, и частично сохранившийся гордый портик красноречиво говорили, что в далеком прошлом это величественное строение пользовалось немалым успехом и почитанием прихожан.
Хорошо продуманный дизайн обложки тут же привлек внимание Алеся. Ведь он и сам любил иногда порисовать да пофотографировать, и это у него неплохо получалось. Кто-кто, а наш шпион-Буслик знает об этом не понаслешке.
Возможно, такой талант у мальчишки был заложен в еще раннем детстве. И, вероятнее всего, передался от какого-нибудь далекого предка. Как говорят, через гены.
Причем, следует добавить, что умение подробно переносить образы на лист бумаги с помощью карандаша и красок очень ценилось во все времена, потому имена многих известных художников прошлого вместе с их шедеврами дошли до наших дней.
Умение рисовать и сейчас ценится, помогая многим в жизни. Главное, оно учит отличать красивое от уродливого. Правда, в наши дни рисунки все больше изготавливаются на компьютере и, в общем-то, теряют свою очаровывающую и волнующую художественность.
Причем, следует добавить, что умение подробно переносить образы на лист бумаги с помощью карандаша и красок очень ценилось во все времена, потому имена многих известных художников прошлого вместе с их шедеврами дошли до наших дней.
Умение рисовать и сейчас ценится, помогая многим в жизни. Главное, оно учит отличать красивое от уродливого. Правда, в наши дни рисунки все больше изготавливаются на компьютере и, в общем-то, теряют свою очаровывающую и волнующую художественность.
Аб ово!
– В этом году у нас будет новый предмет. Видишь? «История Древнего мира» называется, – как-то торжественно, по-особому, объявил Славунча, проведя указательным пальцем по надписи на обложке книги.
Открыв ее и начав перелистывать, ребята и не заметили, как «состыковались», словно космические корабли, своими коротко стрижеными головами. Они не стремились сейчас вчитываться в написанное, а внимательно и с любопытством разглядывали многочисленные иллюстрации, которые по-настоящему удивляли, восхищали, приковывали внимание.
То на ребят смотрели строгие бородатые философы, бюсты которых были высечены из мрамора, то откуда ни возьмись вырастали могучие воины и стройные атлеты с длинными копьями, щитами, мечами и кинжалами. Тут же разворачивались карты и картины кровопролитных сражений. Правители и правительницы сверкали чудными одеждами, украшенными золотыми и драгоценными камнями. А мумии, казалось, с трудом вмещались в свои позолоченные саркофаги…
Было в этой книге и много всего другого, неожиданного, неизвестного, завораживающего, дошедшего до нас из далекого прошлого. Но одна картинка надолго приковала внимание друзей.
Большая, на полный разворот иллюстрация во всех подробностях и красках, во всей мощи и правдивости, изображала заезды колесниц. Золоченые повозки, несущиеся по широкому ипподрому, казалось, вот-вот вырвутся за пределы учебника...
Славунча даже провел пальцем по картинке, прослеживая путь движение одной из них, и в конце, уводя палец за страницу, показал, как бы могла она стремительно уносится в небеса. В этот момент с губ его сорвалось:
– Ш-ш-шух!
Очарованный увиденным Славик вслух прочел надпись под большой картинкой:
– «Заезды квадриг на Олимпийских играх». Квадрига? Ну и словечко! Язык сломаешь. Если бы меня так называли, я бы повесился. Ха-ха! Но, видимо, так называется вот эта повозка с четырьмя запряженными лошадьми. Грандиозно! Не то что какой-то там «Мерседес», – и добавил, пытаясь по-театральному постепенно понизить голос до басового ключа и оттопыривая при этом нижнюю губу: – Хотел бы я прокатиться на этакой вот ква-дри-ге...
И тут Алесь немедля вступил в разговор:
– А мне про олимпийские игры много чего известно. Например, то, что зародились они еще до нашей эры, в Древней Греции. И проводились раз в четыре года. Кстати, вот этому четырехлетию, от игр до игр, греки и дали называние «Олимпиада», а игры назвали «олимпийскими».
От услышанного у Славунчи сначала опустилась челюсть, а затем он с открытым ртом медленно повернул лицо к Алесю, уставившись на друга выпученными глазами. В эту минуту онбезупречно изображал абсолютного балбеса с дурацкой физиономией. Алесь же, будто не замечая этого издевательского сарказма, не останавливаясь, продолжал удивлять друга своими вдруг пробудившимися познаниями.
– Подсчет времен тогда велся не годами, как у нас, а Олимпиадами. Например, в следующем году, двадцать третьего марта, мне стукнет ровно двенадцать лет, а по греческому исчислению – всего три Олимпиады!
– Шутишь?!
– Ты что… Это мой дядя, Александр Петрович, рассказывал. Он на эту тему много чего знает и меня постоянно просвещает. Ведь он – мастер спорта по борьбе. Самый настоящий! У него даже специальный значок есть и много медалей, – с нескрываемой гордостью произнес Алесь и добавил: – Между прочим, мой дядя с этого года будет вести у нас физкультуру.
– Брат-ты-мой! – протяжно и практически в одно слово, как любил говаривать его прадедушка, умозаключил Славунча. – Твой родной дядя?! В нашей школе? Вот это, да… Теперь наивысший бал по «физухе» у тебя точно в кармане. Ну, и повезло!
– Ничего подобного! Ты его не знаешь. Дядя Саша добрый, но справедливый... – обиженно воскликнул Алесь и с укором поглядел на друга, замахнувшись в его сторону учебником «Древнего мира».
Но завершить траекторию движения «Древнего мира» в конечной точке, а именно, на затылке друга, не получилось. Учебник остановился еще на взлете, как только Алесь заметил учительницу географии, которая вошла в класс и бросила сквозь красивые очки строгий взгляд в сторону распоясавшихся говорунов. Тупым концом длинной указки она слегка ударила о пол, тем самым требуя к себе внимания и общей тишины. Ребята моментально угомонились.
А учитель подошла к доске, прикрепила к ней огромную карту, на которой были изображены два полушариями Земли, и громко объявила тему своего первого урока. Все тут же открыли чистые тетради, взяли новенькие ручки и стали записывать подробности, которые последовательно объясняла на вид строгая, но, видимо, очень любящая свой предмет учительница.
Вот таким получился в жизни ребят первый урок географии. Он оставил неизгладимое впечатление в сознании, внезапно расширив их представление о Земле и ее континентах.
ВТОРАЯ ПЕРЕМЕНКА
Но как только раздался «правильный» школьный звонок, заливисто ознаменовавший окончание второго урока, Алесь вскочил с места и громко так прокричал:
– Славунча! Ура! Вторая переменка. Быстрей во двор! Ты готов?
– Не беспокойся! Славунча всегда готов! – ответ друга был более чем убедительным.
Он важно вышел из-за парты с потертым мячом под мышкой и… в длинных футбольных трусах. Настоящих! Причем ступни его украшали поблескивающие новизной черные футбольные бутсы.
– Ого! – окинул с ног до головы отпетого «футболера» изумленный Алесь. – Неужто папик подарил?
Кстати, он сразу заметил, что бутсы другу были явно не по размеру, на что указывали неестественно задранные носы и крепко затянутые шнурки, завязанные на длиннющие банты. Трусы также были несколько великоваты. Как сказала бы мама Алеся: «купленные на вырост». Но, зато – самая настоящая футбольная экипировка. Не каждый похвастает!
– И когда ты только успел переодеться? – снова обратился к другу удивленный Алесь.
Славунча опять ничего не ответил. Вместо этого он положил мяч на пол, поставил ногу на мяч, выпятил грудь, поднял подбородок и высоко задрал нос, тем самым приняв нескромную позу чемпиона... А получилось – хвастуна! Оставалось лишь сфотографировать этого задаваку, что Алесь и сделал, долго не думая, немедленно направив на него свой смартфон.
Автор рисунка ⓒ Андрей Кокашинский, 2020 |
Не прошло и минуты, как мальчишки, не обращая внимания на клубы вздымающейся пыли, неудержимо носились под школьными окнами. Они шумно гоняли пятнистый мяч, из всех сил лупили по нему ногами, толкаясь, пыхтя, падая и тут же мгновенно вскакивая, чтобы снова включиться в отчаянную схватку за удар по воротам. И, если мяч попадал в цель, радостные победоносные возгласы долетали до самых облаков, не вмещаясь в пространство небольшого школьного дворика, который снова пробудился после летнего запустения.
Комментарии
Отправить комментарий