РУКОПИСЬ
⇚⇚ ⇚ ⇛
Сочинить и рассказать историю может каждый. В крайнем случае, кто-то перескажет что-то из своей жизни, кто-то запросто трансформирует прочитанное. А, что-то, вообще, может присниться. Главное, утром не забыть подробности. А вот сесть за написание рукописи, - это уже серьезно! Ведь рукопись представляет собой оставленные на листах бумаги мысли, впечатления, выводы, которые вплетены в придуманный сюжет и которые обращены ни к одному человеку, ни к двум, а к сотням, тысячам и даже сотням тысяч.
Рукопись - это твоя территория. Прежде всего, потому, что свою реальную жизнь ты вдруг осознанно делишь пополам, помещая вторую ее часть в иррациональное пространство, причем ни на день-два, а на месяцы, даже на годы.
Сейчас я говорю о себе. Когда возникло желание создать и реализовать проект "Путь через Олимпию", осознание того, что все придется делать самому, стало постепенно очерчивать в сознании необычную область. Сначала я помещал туда разнообразную, на мой взгляд, необходимую информацию. Затем в этой области пробудился интерес к писательскому делу, а уж потом - желание освоить это дело как можно глубже, профессиональнее. С этого момента рельсы моей жизни разделились на два пути: работу, которая давала деньги, и хобби, которое приносило радость. Думаю, что многие писатели когда-то испытывали аналогичные ощущения, взявшись за свою первую рукопись.
Рукопись словно ребенок, созданный и ежедневно взращиваемый тобой из букв и слов, которого ты постоянно улучшаешь, совершенствуешь, подбирая новые буквы и слова, составляя предложения, группируя абзацы... Ты будто ученый с микроскопом, склонившись на записями, старательно отбираешь только лучшие, только полезные участки хромосом, пытаясь придать истинное совершенство своему детещу. Стремясь к идеалу, словно жонглер, ты вскоре каким-то непонятным образом заставляешь предложения и абзацы превращаться в яркие образы, отрываться от страниц и, обволакивать ими читателя, неторопливо увлекая его за собой, в путь, который известен только тебе.
Ты мечтаешь, что люди не смогут пройти мимо твоего ребенка, когда он вырастет. Они обязательно заметят его красоту и совершенство и пожелают познакомиться с ним поближе, подробнее. Ты надеешься, что, знакомясь твоим произведением, они свое драгоценное свободное время потратят не только с интересом, но и с пользой.
Рукопись... Она - не просто исписанные листы бумаги. Она - это твои углубленные рассуждения и выводы, всплески радости, минуты переживания, вспышки озарения и восторга, мучительные поиски... Она - часть твоей жизни, наполненная безмерным счастьем творчества. И я бы сказал, свободой творчества! Самой что ни на есть дорогой человеку формой свободы.
Присматриваясь вокруг, погружаясь в себя и неожиданно находя в этой таинственной дали и глубине невероятные ответы на многие, казалось бы, нерешаемые вопросы, ты превращаешься в маститого режиссера, которому дано полное право распорядиться судьбами придуманных тобой героев и персонажей! А они, в свою очередь, порожденные твоей фантазией, как бы ты не прятался за кулисами, непременно олицетворяют и характеризуют своего создателя.
Однако написание рукописи - не самоцель, и не способ развлечься или испытать муки творчества. Любой автор в конце концов желает познакомить со своим трудом окружающих. Поэтому рано или поздно рукопись просто обязана переродиться в книгу. И когда ее откроют, прочтут, оценят, появятся ответы на многие вопросы. Что так долго удерживало писателя в замкнутом, доступном только ему пространстве? Что удивительного создал он из простых и понятных всем слов? Что хотел пробудить своими предложениями, абзацами, главами в душах других? И ответы принесут произведению либо успех, либо забвение.
Моя первая рукопись "Путь через Олимпию" давалась непросто. Ведь я был абсолютно не подготовлен к тому, за что брался. Однако с каждым месяцем, если не сказать, с каждым годом мои ежедневные тренировки пера начали приносить хоть и зеленые, но уже оформившиеся плоды. Я стал ощущать, что "перо ложиться на бумагу" все точнее, все увереннее. Хотя отточенное писательское мастерство мое еще где-то там, в далекой перспективе. Причем грамматику и тем более пунктуацию я, кажется, уже не успею освоить в должной мере. Правда, в этом могут помочь "обученные" специалисты, которые всегда готовы протянуть руку помощи. В том числе - за деньги!
Редактирование и корректрура рукописи
Но тут надо быть на чеку! Литературное редактирование вашей рукописи эти специалисты могут выполнить не так, как вы себе это представляете, и ожидания могут серьезно разойтись с результатом. Мало того, при этом вы безвозвратно потеряете уплаченные за работу деньги.
Суть в том, что слету определить, на какую глубину редактор собирается "погрузиться" в ваш текст, просто невозможно. Во-первых, текст тексту рознь! Например, сказка для детей и рекламное объявление о продаже фрезерного станка отличаются существенно. Во-вторых, редактор редактору тоже рознь! О тонкостях своего дела вряд ли расскажут, особенно, если вы - начинающий писатель. А вот количество знаков в рукописи рассчитают и сообщат абсолютно точно, а также счет на оплату пришлют без опоздания.
С издательством дела обстоят по-другому. Если издатель посчитает, что у вашего произведения хорошие коммерческие перспективы, и на основе вашей рукописи стоит издать книгу, вывести ее на рынок и успешно продать, то он чуть ли не "перелопатит" вдоль и поперек представленный материал, в итоге добившись наилучшей презентабельности подготовленного им к продаже продукта. Правда, за такую "прическу" оно непременно обдерет вас, как липку, что обоснует и пропишет в авторском договоре. Вы получите крохи, а то и лишитесь имущественных прав на свое произведение. Но, не стоит на издательство обижаться. Такой у него хлеб! Тем более, оно сильно рискует: может выйграть, а моет и проигать...
В тоже время "редактор за деньги", вручая вам "отредактированный" текст, в случае претензий может подчеркнуть, что его задача заключалась в том, чтобы сделать ваш текст "легко читаемым"! При этом многие сложные вещи, такие как стиль изложения с учетом возраста потенциального читателя, временную и пространственную логику событий и, тем более, художественную выразительность отдельных кусков текста, он попытается, в лучшем случае, поверхностно пригладить. Ну, а если вы будете все же настаивать на более высоком качестве редактирования вашего текста, он неожиданно предложит соавторство!? Естественно, это будет уловкой с его стороны, чтобы избавиться от вас поскорее. Ведь грань между редактированием и серьезной переработкой текста не такая уж четкая, а основательно перерабатывать "слабый" авторский текст редактор и не собирается, особенно, если на столе у него масса других заказов. Это - тоже его хлеб!
Поэтому, опираясь на собственный опыт, скажу следующее. Рукопись - несомненно ваш кусок работы! Вы - автор. Причем кусок этот глубоко интимный. И не стоит на кого-то сильно рассчитывать. Конечно, можно дать прочитать ее родным, друзьям и знакомым. Но в редакторском плане подчистить и подправить рукопись лучше все же самому! Стоит напрячься изо-всех сил, по максимуму. И не следует спешить. А, чтобы у вас все получилось, хорошо и красиво, надо постоянно тренировать и оттачивать свое писательское мастерство. Посему необходимо помногу читать и каждый день что-нибудь писать. Ведь то, что не тренируется, не развивается! И начинать это делать лучше в ранней юности. Такой навык всегда пригодиться, даже если вы не станете писателем в будущем.
К сожалению, я это понял с большим опозданием. Из-за чего сейчас испытываю огромные трудности и теряю массу времени, чтобы нагнать упущенное. Но отступать не намерен и верю в успех своего дела. Ведь это - мой проект! А как все получиться, скоро узнаете.
Говоря о корректуре, думаю, что ее лучше поручить профессионалу. Если после издания книги в словах и запятых найдутся ошибки, к корректору всегда можно предъявить претензии. Это не случайный "редактор за деньги". Хотя, как повезет! Однако, как бы там ни было, но самый лучший редактор и корректор вашего произведения - это Вы. Особенно, если собираетесь издавать книгу "за свои" и с ограниченным бюджетом.
Рукопись - это твоя территория. Прежде всего, потому, что свою реальную жизнь ты вдруг осознанно делишь пополам, помещая вторую ее часть в иррациональное пространство, причем ни на день-два, а на месяцы, даже на годы.
Сейчас я говорю о себе. Когда возникло желание создать и реализовать проект "Путь через Олимпию", осознание того, что все придется делать самому, стало постепенно очерчивать в сознании необычную область. Сначала я помещал туда разнообразную, на мой взгляд, необходимую информацию. Затем в этой области пробудился интерес к писательскому делу, а уж потом - желание освоить это дело как можно глубже, профессиональнее. С этого момента рельсы моей жизни разделились на два пути: работу, которая давала деньги, и хобби, которое приносило радость. Думаю, что многие писатели когда-то испытывали аналогичные ощущения, взявшись за свою первую рукопись.
Рукопись словно ребенок, созданный и ежедневно взращиваемый тобой из букв и слов, которого ты постоянно улучшаешь, совершенствуешь, подбирая новые буквы и слова, составляя предложения, группируя абзацы... Ты будто ученый с микроскопом, склонившись на записями, старательно отбираешь только лучшие, только полезные участки хромосом, пытаясь придать истинное совершенство своему детещу. Стремясь к идеалу, словно жонглер, ты вскоре каким-то непонятным образом заставляешь предложения и абзацы превращаться в яркие образы, отрываться от страниц и, обволакивать ими читателя, неторопливо увлекая его за собой, в путь, который известен только тебе.
Ты мечтаешь, что люди не смогут пройти мимо твоего ребенка, когда он вырастет. Они обязательно заметят его красоту и совершенство и пожелают познакомиться с ним поближе, подробнее. Ты надеешься, что, знакомясь твоим произведением, они свое драгоценное свободное время потратят не только с интересом, но и с пользой.
Рукопись... Она - не просто исписанные листы бумаги. Она - это твои углубленные рассуждения и выводы, всплески радости, минуты переживания, вспышки озарения и восторга, мучительные поиски... Она - часть твоей жизни, наполненная безмерным счастьем творчества. И я бы сказал, свободой творчества! Самой что ни на есть дорогой человеку формой свободы.
Присматриваясь вокруг, погружаясь в себя и неожиданно находя в этой таинственной дали и глубине невероятные ответы на многие, казалось бы, нерешаемые вопросы, ты превращаешься в маститого режиссера, которому дано полное право распорядиться судьбами придуманных тобой героев и персонажей! А они, в свою очередь, порожденные твоей фантазией, как бы ты не прятался за кулисами, непременно олицетворяют и характеризуют своего создателя.
Однако написание рукописи - не самоцель, и не способ развлечься или испытать муки творчества. Любой автор в конце концов желает познакомить со своим трудом окружающих. Поэтому рано или поздно рукопись просто обязана переродиться в книгу. И когда ее откроют, прочтут, оценят, появятся ответы на многие вопросы. Что так долго удерживало писателя в замкнутом, доступном только ему пространстве? Что удивительного создал он из простых и понятных всем слов? Что хотел пробудить своими предложениями, абзацами, главами в душах других? И ответы принесут произведению либо успех, либо забвение.
Современное писательское "перо" |
Редактирование и корректрура рукописи
Но тут надо быть на чеку! Литературное редактирование вашей рукописи эти специалисты могут выполнить не так, как вы себе это представляете, и ожидания могут серьезно разойтись с результатом. Мало того, при этом вы безвозвратно потеряете уплаченные за работу деньги.
Суть в том, что слету определить, на какую глубину редактор собирается "погрузиться" в ваш текст, просто невозможно. Во-первых, текст тексту рознь! Например, сказка для детей и рекламное объявление о продаже фрезерного станка отличаются существенно. Во-вторых, редактор редактору тоже рознь! О тонкостях своего дела вряд ли расскажут, особенно, если вы - начинающий писатель. А вот количество знаков в рукописи рассчитают и сообщат абсолютно точно, а также счет на оплату пришлют без опоздания.
С издательством дела обстоят по-другому. Если издатель посчитает, что у вашего произведения хорошие коммерческие перспективы, и на основе вашей рукописи стоит издать книгу, вывести ее на рынок и успешно продать, то он чуть ли не "перелопатит" вдоль и поперек представленный материал, в итоге добившись наилучшей презентабельности подготовленного им к продаже продукта. Правда, за такую "прическу" оно непременно обдерет вас, как липку, что обоснует и пропишет в авторском договоре. Вы получите крохи, а то и лишитесь имущественных прав на свое произведение. Но, не стоит на издательство обижаться. Такой у него хлеб! Тем более, оно сильно рискует: может выйграть, а моет и проигать...
В тоже время "редактор за деньги", вручая вам "отредактированный" текст, в случае претензий может подчеркнуть, что его задача заключалась в том, чтобы сделать ваш текст "легко читаемым"! При этом многие сложные вещи, такие как стиль изложения с учетом возраста потенциального читателя, временную и пространственную логику событий и, тем более, художественную выразительность отдельных кусков текста, он попытается, в лучшем случае, поверхностно пригладить. Ну, а если вы будете все же настаивать на более высоком качестве редактирования вашего текста, он неожиданно предложит соавторство!? Естественно, это будет уловкой с его стороны, чтобы избавиться от вас поскорее. Ведь грань между редактированием и серьезной переработкой текста не такая уж четкая, а основательно перерабатывать "слабый" авторский текст редактор и не собирается, особенно, если на столе у него масса других заказов. Это - тоже его хлеб!
Тренируйтесь каждый день! |
К сожалению, я это понял с большим опозданием. Из-за чего сейчас испытываю огромные трудности и теряю массу времени, чтобы нагнать упущенное. Но отступать не намерен и верю в успех своего дела. Ведь это - мой проект! А как все получиться, скоро узнаете.
Говоря о корректуре, думаю, что ее лучше поручить профессионалу. Если после издания книги в словах и запятых найдутся ошибки, к корректору всегда можно предъявить претензии. Это не случайный "редактор за деньги". Хотя, как повезет! Однако, как бы там ни было, но самый лучший редактор и корректор вашего произведения - это Вы. Особенно, если собираетесь издавать книгу "за свои" и с ограниченным бюджетом.
Комментарии
Отправить комментарий